Как менялся дизайн кухни

Как менялся дизайн кухни

Еще 150 лет назад кухня была совершенно неинтересным помещением, с точки зрения дизайна и функциональности. Обычное хозяйственное помещение с печкой, разделочным столом, тазом для мытья посуды, шкафами и буфетом для посуды. Сплошной хаос и никакой эстетики, и уж точно никто не задумывался о функциональности.

Первая кухня была совсем далека от своих современных аналогов. В богатых домах — это место для прислуги, скрытое от хозяев и гостей. В бедных, наоборот, кухня была частью жилого пространства — там ели, купались, даже спали. Об эргономике и создании более уютного пространства задумались только в начале XX века. Рассказываем, как менялся формат и дизайн.

Как менялся дизайн кухни

1920. Первая встроенная кухня

Первый типовой проект встроенной кухни появился в 1926 году. Его продумала архитектор Маргарет Шуте-Лихоцки, как вариант удобной кухни для новостроек в одном из новых районов Франкфурта. В компактном пространстве (6,5 кв.м) поместились плита, рабочая поверхность, шкафчики, нашлось место и для вытяжки.

Архитектор просчитала, сколько за день приходится потратить времени хозяйке на беготню между плитой, мойкой и разными шкафчиками-полочками. Вышло несколько км за день. Поэтому она решила придумать, как можно было бы сэкономить время, и упростить жизнь женщин.

Впервые взамен разрозненным шкафам появились компактные и функциональные кухонные модули — все шкафы были одной величины, а рабочие поверхности располагались на одном уровне. Новый формат кухни стал удобным решением для нового формата жизни в домах без прислуги. Готовить еду в комфортных условиях теперь могла каждая хозяйка.

Как менялся дизайн кухни

Первая встроенная кухня, 1926 г.

Первая встроенная кухня, 1926 г.

Как менялся дизайн кухни

1930. Функциональный кухонный гарнитур

Франкфуртский кухонный гарнитур настолько облегчил женщине жизнь, что стал отправной точкой в развитии современной кухни. Главное, в нем впервые подумали о функциональности. Его главная особенность — в том, что все шкафы были накрыты одной общей столешницей. Она могла быть деревянной или отделана плиткой. Важно, чтобы она была прочной, долговечной и не боялась воды.

В середине 1930-х годов экспериментальная Франкфуртская кухня окончательно заменила отдельно стоящие разноформатные столы и шкафы. Каталоги пополнились разными вариациями кухонных гарнитуров и цветными фасадами.

Как менялся дизайн кухни

Прототип современной кухни, созданный в 1926 году.

Прототип современной кухни, созданный в 1926 году.

1940. Мечты о кухне будущего

В 1943 году компания Libbey-Owens-Ford поручила дизайнеру Х. Крестону Донеру разработать модель кухни под названием «Кухня завтрашнего дня». Футуристичную мечту хозяйки показывали на выставках, даже выставляли в универмагах США, чтобы показать — быть хозяйкой скоро будет легко и модно.

Кухня будущего должна была делать все сама, все приборы и кастрюли в ней были встроенные. Днем хозяйке предлагали готовить, сидя на стуле — столешница напоминала барную стойку, под ней не было ящиков и полок. Вечером рабочую поверхность можно было закрыть декоративными панелями и кухня превращалась в бар.

Хотя многие из нововведений этого проекта не завоевали популярность. Например, встроенная вафельница или мойка с педальным управлением. «Кухня завтрашнего дня» утвердила тренд на функциональность и вдохновила дизайнеров на создание более привлекательного дизайна.

Как менялся дизайн кухни

Экспериментальная «кухня будущего», 1943 г.

Экспериментальная «кухня будущего», 1943 г.

1950. Первый бренд

Большую часть XX века St Charles — был единственной торговой маркой, которая занималась производством кухонных модулей. Это была первая компания, которая представила цвет в качестве стандартной опции для шкафов, наравне с функциональными инновациями. До этого цветные фасады были штучным товаром и считались роскошью.

Бренд прославился и как выбор знаковых архитекторов, таких как Фрэнк Ллойд Райт и Мис ван дер Роэ. В течение десятилетий кухни St Charles была символом архитектурного статуса, символом стиля, вкуса.

Как менялся дизайн кухни

Дизайн: St. Charles Kitchen, 1955 г.

Дизайн: St. Charles Kitchen, 1955 г.

1960. Стандартные фасады

Во второй половине XX века обставлять кухню становится все проще и приятнее. В середине 60-х общеевропейский комитет ввел единые стандарты для кухонных модулей. Теперь шкафы для кухни выпускают одинаковой ширины и глубины. Производители меньше времени тратят на расчеты и начинают экспериментировать с отделкой, материалами, цветами.

Главный тренд того времени — повальное увлечение бытовой техникой. Миксеры, тостеры, чайники — чем больше их на кухне, тем престижнее.

В Советском Союзе мебельные стандарты тоже приводят к одному знаменателю. Полным ходом идет строительство «хрущевок», на кухню в таких малогабаритных квартирах отводиться всего 5-6 кв.м. Поэтому появляются первые советские решения по обустройству небольшой кухни.

Массивной мебели тут не место, советские фабрики производят мебельные наборы, состоящие из нескольких секций. Например, разделочный стол и раковина. Материалы используют самые бюджетные: фанеру и ДСП.

Из грязи в князи

Всего 150 лет назад кухня была подсобным помещением, в котором день-деньской стоял дым коромыслом. Печь — в одном углу, раковина — в другом, буфет — в третьем. Чтобы приготовить самое простое блюдо, кухаркам порой приходилось пробегать многие километры. Разумеется, в один прекрасный день женщины сказали «нет!».

История кухни

Идея принципиально нового обустройства кухни принадлежит решительной американской даме Катарине Бичер, прославившейся своими самоучителями по домоводству. Уверовав в то, что грядут времена, когда кухарок и горничных не будет вовсе, в 1843 году она выпускает книгу «Дом американской женщины», в которой описывает маленькую, компактную, заполненную шкафчиками и ящичками кухню.

Эта кухня, «срисованная» с пароходных камбузов (Бичер часто плавала по Миссисипи), и стала прообразом «идеальной» типовой кухни, на которой легко может управиться один человек. Кстати, соавтором дополненного издания 1869 года стала родная сестра Катарины, писательница Гарриет Бичер-Стоу, автор хрестоматийной «Хижины дяди Тома», известная своей непримиримостью по отношению к рабству. Кухонному в том числе.

В Ladies’ Home Journal появляется колонка Кристин Фредерик, посвященная рационализации домашнего хозяйства. Помимо рекомендаций по быстрому и качественному мытью посуды и чистке фасоли, она много пишет о планировке кухни. И это не просто теории: миссис Фредерик (она просит называть ее только так) организует целую лабораторию на Лонг-Айленде, где изучает перемещения хозяек по кухне с помощью нитяного длинномера (к ноге испытуемых привязывается нить, длина которой измеряется в конце дня или одного рабочего процесса). В результате миссис Фредерик доказывает, что при более продуманной планировке кухни и делении ее на зоны: готовка, мытье, хранение, — хозяйка может сэкономить чуть ли не полкилометра шагов в день. В 1920 году Фредерик пишет книгу «Инженерия домашнего хозяйства», которая быстро превращается в бестселлер.

1920-е

К усовершенствованию кухни подключается Лилиан Гилберт — одна из самых незаурядных женщин в истории Америки. Мать 12(!) детей, она одновременно является талантливым инженером (автором множества патентов), индустриальным психологом и одним из зачинателей научного менеджмента и эргономики. Чтобы при такой нагрузке не погрязнуть в рутине, Гилберт всерьез занимается эргономикой кухни: опрашивает около 400 домохозяек и зарисовывает перемещения по кухне своего многочисленного семейства, чтобы с секундомером и линейкой в руках вычислить оптимальное расположение кухонной мебели, ее форму и размеры. Результат — образцы «практичной кухни», созданные Гилберт в соответствии с ею же разработанными законами эргономики. О том, с каким вниманием Лилиан Гилберт относится к экономии усилий на кухне, говорят ее изобретения: мусорное ведро с педалью, полки на дверце холодильника, электрический миксер. Меньше движений, больше достижений!

Все наработанные идеи и теории наконец вылились в первый типовой проект функциональной встроенной кухни. Этот проект архитектора Маргареты Шуте-Лихоцки получил название «франкфуртская кухня», поскольку в обязательном порядке был установлен в десяти тысячах квартир Франкфурта. Сразу несколько витающих в воздухе, но так и не реализованных идей нашли воплощение в этой миниатюрной (1,87 х 3,44 м) кухне. Вся необходимая мебель и оборудование (плита, мойка, рабочий стол, шкафы) расположены компактно и имеют одинаковую высоту, что позволяет организовать работу более рационально. Вместо ножек мебель поставлена на специальный цоколь — это устойчиво и гигиенично. Привычный буфет поделен пополам: на нижний шкаф-стол и верхний навесной шкаф. Даже цвет кухни — бежево-серая кафельная плитка и синие деревянные модули — подчиняется необходимости. Маргарет где-то слышала, что эти цвета отпугивают мух. В общем, на такой кухне женщина может наконец почувствовать себя «инженером домашнего хозяйства», а не просто кухаркой.

1930-е

Чтобы привыкнуть к чему-то новому, всегда требуется время. Только в 1930-х годах на смену отдельностоящим шкафам и горкам окончательно приходят кухонные модули.

Каталоги пестрят обилием различных вариаций — кухни от пола до потолка, кухни, обустроенные вокруг раковины, кухни со множеством выдвижных ящичков и дверок, накрытые общей деревянной столешницей, иногда отделанной плиткой. Такие гарнитуры получают название «шведская кухня», теперь только они и в моде. Серванты и горки отправляются на чердак!

1950-е

На кухнях опять революция: появляются новые материалы. Сначала в Италии, а затем и по всей Европе кухни становятся все более пестрыми.

Старое доброе покрытое лаком дерево считается уделом консерваторов, на смену ему приходит пластик, нержавеющая сталь, анодированный алюминий, резина. Износостойкие, гигиеничные, яркие и футуристичные — эти материалы стремительно заполняют интерьеры. После успешных проб на кухне, которая в эти годы становится настоящей лабораторией дизайна, они занимают достойное место во всем доме. Не отстает от них и бытовая техника: стальная и разноцветная, она превращается в украшение кухни.

Эра освоения космоса в 1960-х годах приводит к массовому увлечению всем одноразовым (одноразовая посуда — это особый шик), а появление мощных морозильных камер — к распространению полуфабрикатов. Готовить теперь можно намного реже, а убирать после вечеринок — гораздо проще. Процесс приготовления пищи из утомительной обязанности переходит в разряд приятного хобби или творческой деятельности. Так считают не только женщины, но и мужчины, что не может не сказаться на статусе кухни, который стремительно растет, привлекая к работе с кухонной мебелью все больше дизайнеров. Кухню заполоняют новые бытовые приборы — чем их больше, тем престижнее.

Сразу две новости. По традиции сначала хорошая: появился запатентованный компанией DuPont искусственный камень Сorian, из которого можно делать бесшовные поверхности любых размеров. Очень скоро кориан станет излюбленным материалом для кухонных столешниц, позволяя создавать самые разные комбинации, которые смотрятся как единое целое. Вторая новость кому-то покажется досадным ограничением: Европейский комитет ввел, наконец, общие стандарты для кухонных модулей: высота нижних шкафов — 85 см, глубина — 60 см, глубина навесного шкафа — 35 см и т. д. Теперь дизайнерам предлагается экспериментировать в основном с материалами, цветом и формой, не изменяя основных габаритов. Но это останавливает не всех. К примеру, Луиджи Коллани как раз в это время делает для марки Poggenpohl концептуальную кухню-шар Experiment 70.

Как это часто бывает, не слишком примечательное событие повлекло за собой массу последствий. Усовершенствование конструкции вытяжки в 1980-х приводит к полному переосмыслению места кухни в доме. Теперь с мощными вытяжками можно не отгораживать кухню от прочих помещений. Очень скоро становится популярной планировка «студио» с открытым пространством, объединяющим кухню, гостиную и столовую. Кухня теперь на виду. Это тут же находит отклик у лучших архитекторов и дизайнеров: мебельные компании начинают выпускать одну прорывную модель за другой. Теперь кухня — не просто полноценное помещение в доме, но и в настоящий объект престижа.

Повальное увлечение минимализмом накладывает свой отпечаток и на облик кухонной мебели: все лишнее (пусть и нужное), но способное нарушить гармонию и чистоту общего облика, тщательно прячется за дверцами и раздвижными панелями. Со скрытыми атрибутами (плитой, техникой) кухня порой перестает выглядеть кухней и превращается в некий абстрактный арт-объект.

Сегодня кухня по-прежнему является главной лабораторией дизайна, где испытываются новые технологии и материалы. Пока не ясно, останется ли она встроенной и подчиненной стандартам или в моду войдет нечто обтекаемое и бесформенное. Главное — другое. Полтора столетия борьбы не пропали даром. Можно с уверенностью сказать: кухонного рабства больше нет! И дизайн в этом сыграл не последнюю роль.

Источник https://salon.ru/article/kak-menyalsya-dizajn-kuhni-52952
Источник https://www.wday.ru/dom-eda/interer/iz-gryazi-v-knyazi5170/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *