Барельеф своими руками в домашних условиях — пошаговая инструкция
Содержание
Изготовление барельефа на стене своими руками
В наши дни барельеф пользуется популярностью среди владельцев различной недвижимости. Создавать такие украшения по силам любому начинающему мастеру, даже не имея соответствующего опыта. Важно условие – следовать технологиям.
Что такое барельеф в современном интерьере
Присутствие барельефа в интерьере позволяет выполнять декоративные и утилитарные функции. К примеру, рельефом на стене можно замаскировать неровность. Также это эффективное решение, чтобы надежно спрятать элементы инженерных сетей. В других случаях при помощи рельефных изображений разграничиваются зоны в жилых помещениях или используется прием визуального искажения пространства.
С помощью барельефной техники создаются объемные рисунки любой сложности – от простых выпуклых геометрических фигур до целых пейзажей с детально проработкой . Ассортимент габаритов столь же многообразен.
Что можно украсить барельефом
Большинство произведений именитых мастеров украшают фасады зданий либо они красуются на постаментах статуй. В то же время даже в обычной квартире найдется несколько мест или поверхностей для такого элемента. Барельефом можно украсить различные части помещения:
- Дверные проемы, а также сами двери, камины, ниши, арки, торцевые части предметов мебели.
- Стеновые поверхности – самое удачное место для барельефов средних либо больших габаритов.
- Миниатюрные элементы станут прекрасным украшением рамок для семейных фотографий, зеркал, шкатулок.
Что касается конкретных фигур, то здесь все зависит от фантазии. Это могут быть гарцующие пони или лошади покрупнее, дерево, укутанное снежной шубой, ниспадающие потоки воды с горы либо скалы, ромашки, бабочки. Подобные композиции будут уместны на стенах разных комнат – от кухни и столовой до спальни в квартире .
Преимущества и недостатки барельефа на стене
Барельеф считается отдельным видом отделочных работ и имеет положительные стороны. Главный плюс – это возможность создания оригинального интерьера в любом помещении. Среди других преимуществ можно выделить:
- Эффективная игра теней, позволяющая создавать особое ощущение пространства, которое способно меняться при переключении источников освещения.
- Маскировка значительных перепадов стен.
- Визуальный способ зонирования комнат с плавными переходами.
- Создание оригинальных композиций.
- Возможность самостоятельно создавать объемные изображения, без привлечения специалистов.
- Эффективное сокрытие тех элементов, которым лучше не попадаться на глаза.
- Создание барельефов формирует особый шарм и подчеркивает индивидуальность хозяина квартиры или загородного особняка.
Эти плюсы ощущаются только в случае соблюдения технологии в ходе формирования выпуклых орнаментов. Однако следует знать и о ряде недостатков :
- Для новичков процесс покажется трудным, в особенности, когда создается сложная композиция с множеством мелких деталей. По этой причине такая работа доверяется профессионалам.
- Высокая стоимость.
- Владеть художественными навыками хотя бы на базовом уровне.
- Ремонтировать такую поверхность в случае повреждения крайне тяжело.
- На любом барельефе быстро скапливается пыль.
Если есть желание украсить жилище объемным рельефом разной высоты, необходимо учитывать как имеющиеся плюсы, так и недостатки.
Материалы для создания барельефа
Изначально композиции создавались только из камня либо дерева. Но сегодня ассортимент материалов расширен. Барельеф можно сформировать как с помощью ручной техники, так и литьем. Используется все, что режется, поддается лепке, а также пригодно для заливки в деревянные формы. Это такие материалы :
- полимеры;
- декоративные смеси;
- гипс;
- известняк;
- глина;
- камень;
- дерево.
В случае послойного формирования рельефного орнамента требуется каждый следующий слой шпаклевки обработать грунтовкой глубокого проникновения, чтобы получалось шершавое и клейкое покрытие.
Необходимые инструменты
Для создания различного вида лепнины понадобятся специальные инструменты, которые найдутся во многих строительных супермаркетах или магазинах, посвященных творческой деятельности.
Смешивать раствор специалисты рекомендуют в полусферической емкости . Подходит половина мяча, поскольку не требуется ничего соскабливать и очищать от прошлого замеса и подготовиться к новой порции. Достаточно вывернуть мяч наизнанку. Самодельная емкость лишена углов, за счет чего удобно размешивать и набирать смесь.
Для формирования некоторых элементов барельефа понадобятся мастихины . Внешне они выглядят как лопаточки различных форм. Такими инструментами легко сделать виноградные лозы. Для работы нужны будут как вогнутые, так и выпуклые мастихины.
Но в силу дороговизны лопатки заменяются ложками – кофейными, чайными, десертными, столовыми. Удобны в работе столовые приборы из пластика. Если нагреть ручку ложки, можно придать ей желаемую форму. Многими мастерами замечено, что за пластиком раствор хорошо тянется. В качестве основного инструмента используется алюминиевая ложка, а пластиковая служит дополнением.
Популярные виды рисунков для барельефа
В качестве панно актуальны различные сюжетные композиции. Они могут занимать всю поверхность стены либо располагаться в углу. Особой популярностью пользуются рисунки природы. Причем не только разнообразная растительность, но и представители животного мира.
Природа
Барельеф в виде пейзажа подходит интерьерам в классическом стиле, а также другим вариантам – арт-нуво, модерн, ампир, рококо. Что касается конкретных реализаций, то можно изобразить небольшой лесной участок. Другой вариант – морская композиция. Например, создать коралловый риф, «пустить» косяк рыб, «посадить» несколько водорослей. А то и вовсе «подарить жизнь» тритону.
Сакура
Создание барельефа в виде сакуры придется по вкусу любителям японского колорита. Дополнить образ можно драконами. Ветка растения из семейства Розовых станет гармоничным украшением на вертикальных кухонных поверхностях или стенах прихожей.
Барельефы роз на стенах – это гармоничный декор стен в спальне. Классической стилистике подходят пышные чайные розы. Цветки желательно раскрасить соответствующими оттенками. Россыпь из маленьких розочек актуальна для любой комнаты. Если грамотно подойти к выбору цвета, то объемное изображение прекрасно смотрится на фоне камня либо фактурного кирпича.
Виноградная лоза
Фактурный рисунок виноградной лозы символизирует итальянскую изысканность. Это удачный декор для украшения колонн или пустующих ниш. Белую лозу можно поместить на окрашенные поверхности. На белых стенах хорошо заметен акцент из цветной лозы.
Яблони
Орнамент дерева, независимо от размера, также подходит любому помещению. Тем не менее с особой осторожностью стоит отнестись к прихожей. Выпуклый барельеф в этой комнате способен визуально уменьшить пространство и без того небольшого помещения.
Птицы
Создавать барельеф в виде пернатых крайне сложно и в особенности для новичков. У всех птиц без исключения есть перьевой покров разного типа. Следовательно, при необходимости «населить» квартиру или дом птицами, стоит запастись большим количеством терпения и временем. Придется вычерчивать каждое перо и скорее всего вручную. Конечно, можно создать контур птицы, однако желаемого эффекта не добиться.
Цветы
Симметричность форм, а также простота линий позволяет создавать любые объемные изображения цветов. Нетрудно «посадить» лилии, тюльпаны или другие вариации. При подключении собственной фантазии рождаются оригинальные растительные образы.
Другие виды рисунков
Формирование рисунков с объемной фактурой может затрагивать любые виды и темы. Итоговый результат зависит от личных навыков, умений, а также практики мастера. Чем большим будет создаваться изображение с включением мелких деталей, тем труднее и кропотливее работа.
Абстракция Животные Морская тематика
Как сделать барельеф на стене своими руками
Как отмечают специалисты, научиться создавать барельефы своими руками для начинающих мастеров лучше с простых узоров. Формировать сложные орнаменты тяжело, в особенности, когда нет соответствующего опыта.
Существует три основные техники по созданию элементов барельефа:
- гипсование;
- литье;
- лепка.
Гипсование – слой гипса наносится поверх модели подходящей формы. При такой технике создаются мобильные (I тип), а также статичные (II тип) формы. Первые создаются в отдельной деревянной коробке, после чего крепятся к стене при помощи клея (легкие картины) или саморезов (увесистые орнаменты). Вторые создаются непосредственно на самой поверхности, где она займет свое место. Модели после застывания гипса не удаляются, а служат основой для создания барельефа.
Литье – используются модели-формы, которые убираются, когда гипсовая масса застынет (III тип). В этом случае для начала изготавливается модель необходимой форме. Далее с ее помощью делается изложница, чтобы потом отливать нужные детали. Такая техника подходит начинающим мастерам, поскольку легче трудиться над моделью, что избавляет от ошибок на поверхности.
Лепка – процесс выполняется непосредственно на вертикальной поверхности. Поэтому необходимо обладать начальным опытом. Данная техника успешно применяется для создания крупных барельефов. Причем при необходимости и в зависимости от сложности изображения можно даже зайти на соседние стены либо потолок. Новичкам желательно предварительно потренироваться на листах фанеры, гипсокартона.
Подготовительные работы
Вне зависимости от технологий создания барельефов, каждая из техник включает обязательный подготовительный этап. Выравнивается основание, и тщательно очищается поверхность, чтобы увесистый барельеф прочно удерживался в целях обеспечения безопасной эксплуатации. Пошагово выполняется следующий перечень операций :
- Удаляется старая отделка – обои, краска, побелка, отслоившаяся штукатурка.
- Очистить стены от масляных следов, ржавых пятен, очагов, пораженными болезнетворными микроорганизмами. Лишние крепежные элементы убираются, а те, которые нужно оставить, обязательно изолировать.
- Провести ремонт дефектов – трещин, сколов, впадин, стыков.
- Убирается пыль.
- Поверхность предварительно грунтуется и высушивается.
- При необходимости выполняется выравнивание стен.
Сразу изготавливаются статичные модели для последующего гипсования, а также мобильные (по первому типу техники). Формируются цветочные лепестки, листья, ягоды из гипсовой штукатурки или пенопласта. Поверхность созданных изделий грунтуется и обязательно сушится. В тех местах, где будут делаться утолщения, вкручиваются метизы для более надежной фиксации барельефа.
Создание и перенос эскиза
Желательно, чтобы тематика рисунка соответствовала функциональному назначению комнаты. В квартире для гостиной уместны пейзажи, детской комнате подойдут сказочные создания, а в обеденной зоне лучше создать аппетитный натюрморт. Офисные мотивы будут разительно отличаться, ведь в таких помещениях царит преимущественно рабочая атмосфера.
При наличии художественных навыков особых сложностей в создании эскиза барельефа и переноса его на стену не должно возникнуть. Но не у каждого новичка есть соответствующие умения, а потому им поможет ряд способов :
- На распечатанном изображении, а также месте, где будет расположен рисунок, чертится сетка в нужном масштабе. Клетки служат ориентиром для обозначения контура орнамента.
- Выбранный рисунок распечатывается на принтере в полном размере.
- На линиях распечатанной картинки делаются отверстия. Теперь рисунок прикладывается к стене, после чего тампонируются отверстия ватой или губкой, обмакнутой в угольном порошке.
Создание армированного каркаса
Если барельеф имеет большую выпуклость, необходимо сделать на стене специальный каркас. Создается он из проволоки – для основных веток берется алюминиевая, а для отходящих мелких веточек – мягкая медная. В случае с низкорельефным панно проволока заменяется шнуром.
Для получения сбега вдоль шнура уменьшается количество прядей. Шнур обмакивается в гипсовой болтушке, после чего выкладывается по линиям рисунка. Выполнять это лучше на пленке – после высыхания ветку нетрудно снять и приклеить к поверхности стены при помощи гипсовой смеси.
Для рисунка толщиной более 2 см каркас делается по контуру, отступив на 10-30 мм для лепки. Каркас из проволоки следует обмотать бинтом, который предварительно смачивается в гипсовой болтушке (консистенция должна напоминать кефир). Обмакиванию подвергается сам рулончик бинта. Для усиления крыльев, листовых пластин рекомендована металлическая сетка.
Формирование основного рельефа
Барельеф из шпаклевки создается нанесением по участкам. Шпаклевочный состав наносится на стену удобным для работы инструментом. Утолщения создаются за несколько проходов. Чтобы верхние слои лучше сцепились с основанием, низы не нужно разравнивать. При этом основная его часть формируется большим инструментом (шпатель, кельма). Иногда мастеру придется подключать собственные руки.
К стене крепятся детали, которые были заготовлены отдельно. Стыки заполняются гипсом. Когда состав высохнет, сформированное объемное изображение выравнивается наждачной бумагой.
Формирование мелких деталей
В тех местах, где нужная высота достигнута, сразу начать формировать поверхность барельефа. Далее следует переходить к мелким деталям и в последнюю очередь – фактуре поверхности. На этом этапе будут нужны кисточки, мастехины, шприцы. Излишки массы удаляются ножом.
Не всегда панно содержит массивные элементы. Для неглубокого рельефа детали создаются переносом смеси на поверхность при помощи кельмы. В ходе нанесения состава следует стараться размазать его в целях обеспечения прочного сцепления.
Для узких и маленьких элементов смесь удобнее наносить мастихином . Нанеся массу, необходимо приступить к формированию поверхности при помощи лопатки, стамески, скальпеля. С их помощью создается тонкий рисунок.
Корректировка стамесками
При использовании резцов (стамески, скальпеля, ножа) линии узора становятся четкими. Гипс легко поддается резке инструментом по дереву. За счет такой способности материала можно создать тончайшие узоры, а также проводить корректировку сложных форм.
Шлифовка
Сглаживание и устранение шероховатостей на поверхностях барельефа выполняется наждачной бумагой. Работу следует начинать, когда штукатурка полностью высохнет. На начальном этапе берется среднезернистая бумага для получения желаемых очертаний. В завершение нужно обработать поверхность наждачкой с мелким зерном. На последнем этапе щеткой убирается вся пыль, а на барельеф наносится грунтовка.
Окраска
Объемные картины ценятся за счет игры теней, что проявляется при монохромном цвете. Но некоторые идеи дизайна требуют окраску либо тонирования изображения. До окрашивания следует дать лепнине полностью просохнуть, после чего она прокрашивается поверху.
Гипсовое рельефное украшение окрашивается специальными красящими составами. Сразу после нанесения краски она растушевывается при помощи влажной губки. Тем самым создаются тонкие полутона. С акриловыми красками есть возможность получить резкие переходы цветов.
Организация подсветки
Созданный настенный рельеф может «ожить» за счет подсветки. Однако к этому нужно подходить грамотно и до начала работ провести скрытую проводку на стенке к источнику освещения .
Подсвечивать рельефные узоры лучше светодиодными линейными либо точечными световыми проборами. Дизайн светильников стоит подбирать в соответствии с общей стилистикой помещения и созданного декора.
Создание барельефа на конкретных примерах
Чтобы ясно понять, что представляет собой процесс создания барельефа, стоит рассмотреть несколько конкретных вариантов.
«Лилии»
Для работы подходит марсельский воск. Весь процесс включает несколько последовательных операций:
1. Обезопасить стены, двери и прочие поверхности от попадания используемого состава. Делается это оклейкой всего рабочего пространства малярным скотчем. | |
2. Основа шпаклюется, сушится, потом грунтуется. Для данного этапа лучше использовать грунтующую краску, поскольку в ее составе имеются песчинки – они после высыхания образуют шершавое покрытие. На такой поверхности следующие слои материала прочно держатся. Высыхание краски-грунта занимает от 2 до 3 часов. | |
3. На рабочую поверхность кельмой наносится первый слой марсельского воска. Материал застывает быстро – 3-4 часа. | |
4. В верхней части стены крепится прозрачная пленка. Она должна закрыть собой всю рабочую поверхность. Только нижний край пленки не фиксируется, чтобы можно было беспрепятственно отгибать. | |
5. На пленке маркером прорисовывается эскиз лилий согласно собственной фантазии. Можно закрутить линии стеблей, придать бутонам цветков и листьям оригинальный облик. | |
6. После завершения рисунка перейти несению марсельского воска под пленкой согласно наброску. Сначала в работе используется кельма, а после мастихин. |
У марсельского воска белый цвет, но, чтобы оценить старания лучше, нанести на высохший барельеф слегка подкрашенную воду. Теперь будут заметны места, где не хватает правдоподобности, куда добавить материала или скорректировать форму линий стеблей, цветков или листьев. Процедура корректировки барельефа в соответствии с эскизом и реалистичностью может занять от двух суток до недели .
Когда барельеф примет нужную форму, необходимо дать составу застыть, потом нанести второй слой. Используется акриловая краска желаемого оттенка. Готовится состав согласно инструкции. На просушку лакокрасочного материала отводится от 5 до 8 часов.
После окрашивания наносится финишный слой. Здесь подходит декоративная краска отточенто . Состав наносится при помощи широкой кисти на всю рабочую поверхность в два слоя с просушкой каждого. Продолжительность сушки между слоями – от 1 до 3 часов.
«Тюльпаны»
Подготовительный и рабочий этап выполняется по знакомой схеме:
- после штукатурки, покрытие окрашивается краской-грунтом;
- наносится марсельский воск;
- крепится пленка;
- чертится эскиз;
- создается сам барельеф;
- поверхность окрашивается, в том числе и составом отточенто.
Чтобы придать тюльпанам реалистичный и гладкий вид, бутоны лучше создавать вручную. Дополнительно поверхность цветов лучше обработать слегка смоченной губкой.
«Дерево»
Весь процесс создания барельефа дерево на стене может включать уже знакомые операции. Конкретно данный вид объемной фактуры выполняется следующим образом:
1. После подготовки стены, с кальки переносятся линии изображения. | |
2. Готовится густой шпаклевочный акриловый состав с включением кварцевого песка. | |
3. При помощи мастихина начинается формирование основного ствола с верхних толстых веток, опускаясь ниже к основанию. Если передний план ствола сделать толще, а к краям наоборот снизить, тем самым фактура создается более объемной. Далее проработать другие заметные ветви и просушить все в течение суток. | |
4. Наносится второй слой декоративной штукатурки для создания фактуры древесной коры. Ствол еще раз просушивается, затем обрабатывается наждачной бумагой. | |
5. На дальнем плане наносится белая подложка. А именно под ветки на небо, проводя сверку с эскизом барельефа. | |
6. Белый ствол окрашивается краской коричневого цвета. При этом тщательно промазываются неровности. Не дожидаясь, пока поверхность высохнет, начать протирать тряпкой, что позволяет получить вид коры дерева. | |
7. Последующие слои наносятся при помощи валика и разного цвета. Для 3 – серый, 4 – оттенок охры, 5 – используется лессирующий состав с включением белил. В результате усиливается контраст, а кора обретает естественный оттенок. Ветки прокрашиваются не до самого верха, словно это еще молодые веточки. | |
8. Прорисовывается листва. Начинать с дальнего плана, для которого берется светлый зеленый оттенок, а для ближнего уже более темный и насыщенный цвет. | |
9. Готовый задний план покрывается лессирующей краской вместе с белилами, дать поверхности высохнуть и перейти к переднему плану. Благодаря прослойке создается эффект пространства, дерево обретает объем. Для последнего слоя используется светло зелёный цвет теплого тона. Создается свет и пространство в кроне. | |
10. Прикорневая зона расписывается в цвет земельного покрова с включением оттенков травянистых вкраплений. |
Барельеф в виде дерева производит выразительный эффект, что позволяет задать соответствующий тон общей обстановке в помещении.
Съемный барельеф и его крепление
Готовый выпуклый рельеф крепится на стену либо к листу гипсокартона. Главное – создать единство между самим изображением и материала основы, избегая любых погрешностей. Если это отдельное панно, то оно приклеивается к поверхности специальным плиточным клеем. В случае габаритной картины используются саморезы или гвозди.
Особенности создания барельефа из разных материалов
Материалы, пригодные для создания объемного рельефа, обладают своими особенностями обработки. Для украшения интерьера подойдут бумажные изделия, которые окунаются в гипс и когда высохнут, развешиваются на стены, рамы и т. д. Но чаще всего выбирается гипс либо дерево.
Из цемента
Однако такой состав тяжелее, твердеет медленнее, нежели гипс, менее пластичен и дает усадку. Поэтому могут возникнуть сложности. По этой причине для создания барельефа из составов на основе цемента лучше подключать профессионалов.
На основе монтажной пены
В некоторых случаях данный материал позволяет не только уменьшить время работы по созданию барельефа, но снять ограничения в отношении габаритов «изделий». На стенах легко сформировать «увесистые» на первый взгляд изображения. Из монтажной пены умельцы создают статичные модели, которые потом покрываются гипсом и окрашиваются.
Из дерева
В создании деревянных барельефов нужны соответствующие инструменты. А именно фрезы разного типа:
- коническая – для чистой обработки поверхности;
- концевая – с ее помощью выполняется черновая работа.
Из ткани
Для создания оригинального объемного рельефа подходит ткань. Техника вызовет интерес не только у новичков, профессионалы также найдут в этом увлечение. Главный плюс – это полная свобода в импровизации с подключением собственной фантазии. Порядок работ:
- В отдельной емкости готовится смесь консистенции йогурта из гипса, алебастра, штукатурки и ПВА.
- Готовые изделия из ткани несколько раз окунаются в приготовленный раствор.
- Перед каждым последующим погружением нужно дождаться высыхания каждого слоя. Окунать до тех пор, пока не исчезнет прозрачность покрытия.
- Подсохшие поделки наклеиваются по периметру панно либо рамы.
Другой вариант – сделать отдельные композиции.
Реставрация и уход за барельефом
В случае откалывания отдельных частей, их нетрудно восстановить исходным составом. При этом, чтобы увеличить адгезию, ремонтируемая поверхность очищается и грунтуется. Далее на поврежденные участки (если их несколько) наносится разведенная гипсовая масса.
В ходе формирования барельефа необходимо стараться, чтобы переход оказался незаметным. Если рельефное изображение было окрашено насыщенными красками, которые со временем утратили свою яркость, то на рисунок наносится новый слой акрила. Панно, обработанное лаком, при загрязнении очищается водой либо мокрой тряпкой.
Самостоятельно создать барельеф способен даже любой начинающий отделочник. Главное в такой работе – это терпение, усидчивость, а также готовность прорабатывать мельчайшие детали, на что требуется немало времени. При наличии творческого настроения сама работа может вызвать интерес. В случае успешного результата начинающие мастера усваивают полезный и ценный урок.
Была ли полезна для Вас данная информация? Поделитесь в комментариях!
Видео по теме
Автор статей, эксперт в сфере строительства. По образованию инженер-гидротехник, кандидат технических наук. Занимаюсь проектированием инженерных сооружений с 2011 года.
Источник https://poshtukaturke.ru/steny-vnutri/decor-vnutri/izgotovlenie-barelefa-na-stene-svoimi-rukami.html
Источник
Свежие комментарии